Актуальная ароматизация. Точка зрения

Прежде чем продолжить рассказ о наших ароматизированных приключениях, мы сделаем одно важное, можно даже сказать концептуальное, отступление, связанное с отношением к ароматизированному чаю.

Отношение к ароматизированному чаю практически всегда базируется на представлении о том, что ароматизированный чай — это чай с добавками. Под это представление не подкопаешься, оно простое и точное, но есть в нем один нюанс. Это, если можно так выразиться, производственное представление. И, на наш взгляд, его прямой перенос на потребительскую культуру немного лукав. Потому что потребителя чая в чае должны, в первую очередь, интересовать вкусо-ароматические характеристики, а не технология его производства. (Реальность, конечно, сильно отличается от наших идеалистических воззрений, ну да ладно). И в потребительской чайной культуре определять ароматизированный чай нужно именно с потребительской, а не с производственной точки зрения.

С потребительской точки зрения ароматизированный чай правильнее определять как напиток с легко считываемым, легко описываемым, легко запоминаемым и легко узнаваемым вкусом и/или ароматом. При этом способ, которым этот аромат и/или этот вкус в чае появился, нам кажется немножко не важным. Гораздо более важным является тот факт, что на практике «легко считываемый, легко описываемый, легко запоминаемый и легко узнаваемый» вкус или аромат чая часто тотально доминирует над всеми остальными вкусами и ароматами, превращая ароматизированный чай в чай одного аромата или одного вкуса.

А теперь, внимание, вопрос. В чем содержательная разница между, например, чаем с названием «Нахальный фрукт» и тиражным Да Хун Пао? Нам кажется, что ее нет.

В каждом из этих чаев есть явный вкусо-ароматический маркер, который легко считывается, легко описывается и все остальное (тот самый один аромат или один вкус). Только в «Нахальном фрукте» этот маркер появляется после добавления ароматизаторов, а в Да Хун Пао является следствием прожарки. Результаты и ароматизации, и прожарки, как вы сами понимаете, могут быть совершенно разными — но потребителя все равно будут уверять в том, что ароматизация — это инструмент, с помощью которого мировая химическая промышленность пытается внедрить в нас гены осьминога чтобы потом съесть наших детей, а прожарка — это вековое сокровенное и исконное мастерство, которое от отца к сыну передается нам из тех времен, когда люди жили в гармонии с природой. Ну и, соответственно, намекать на то, что ароматизированные чаи пьют безвкусные и ограниченные лохи, а Да Хун Пао — это актуальный напиток эстетов со всеми положенными следствиями, проистекающими из самой сущности эстетизма.

А если улун пережарить кривыми руками, он все равно будет лучше честного и хорошо сделанного чая с деликатной добавкой? Вот нам так не кажется, почему-то.

Но если присмотреться к чайному рынку, то очень легко заметить, что в его неароматизированной (с производственной точки зрения) части очень активно продвигаются чаи, которые формально являются чистыми — но с потребителем они работают по той же схеме, что и «Нахальный фрукт» с молочным улуном. Утесные улуны, пуэры, ГАБА, выдержанные улуны, легкие улуны во главе со слабоферментированной ТГ и т.д. — все эти чаи в массе своей продаются и продвигаются по маркерному принципу, за счет одного-двух потребительских свойств (в пуэрах, например, кроме вкуса-аромата, маркером является еще и форма).

Маркерный подход — это отличный инструмент торговли, он в полной мере устраивает и продавцов, и покупателей, мы с удовольствием его используем. Но понимаем при этом, что ни чай, ни потребителей чая нельзя разделять по формальным производственным признакам. Гораздо честнее делить чай по вкусу, качеству и универсальному принципу «нравится или не нравится». Важно не то, ароматизированный чай, или чистый. Важно то, плохой он или хороший.

Банальная мысль, мы согласны. Но к ней, как и к любой банальной мысли, важно прийти самостоятельно, на основе собственного, а не заимствованного опыта. Что вы говорите? Так можно дойти до заявления, что и чай в пакетиках бывает хорошим? Можно. Бывает. Мы пробовали. Когда-нибудь и о нем расскажем.